«Ил» показал проект широкофюзеляжного самолета Ил-96-500Т
Авиационный комплекс им. С. В. Илюшина (ПАО «Ил»; головное предприятие транспортного подразделения ОАК) разработал проект широкофюзеляжного самолета Ил-96-500Т, передал ТАСС со ссылкой на презентацию компании. Воздушное судно, которое предлагается делать на базе существующей грузовой модели Ил-96-400, получит увеличенный фюзеляж и может использоваться для перевозки негабаритных грузов, в том числе для доставки элементов ракет «Ангара» на космодром Восточный.
Помимо увеличенной верхней части фюзеляжа Ил-96-500Т отличается от других модификаций этой модели откидной головной частью, а также дополнительными опорами в передней части самолета и выдвижным грузовым трапом. Как отметили в "Ил", ширина и высота грузовой кабины самолета обеспечит перевозку 100% уникальных неделимых грузов, представленных на рынке, — в том числе ракетно-космической, авиационной и морской техники, а также нефтегазового оборудования — на расстояние до 4360 км при коммерческой загрузке в 80 т. Кроме того, габариты грузовой кабины позволят перевозить большую часть перспективных грузов.
При проектировании Ил-96-500Т специалисты ПАО "Ил" анализировали опыт эксплуатации специализированных самолетов Airbus A300-600ST Beluga и Boeing 747-400LCF Dreamlifter, которые используются для перевозки крупногабаритных деталей самолетов.
«Зарубежный опыт показывает, что оптимальным решением для транспортировки изделий ракетно-космической техники тяжелого и сверхтяжелого класса и других негабаритных грузов является разработка нескольких экземпляров специализированных самолетов-носителей на базе одного из существующих пассажирских самолетов-низкопланов», — говорится в презентации «Ил», появившейся в Интернете.
В ней самолет сравнивается со сверхтяжелым транспортником Ан-124, существующий парк которого сокращается. "Несмотря на выдающуюся грузоподъемность, Ан-124 — как и другие самолеты-высокопланы, ориентированные на перевозку промышленного (нефтяного и энергетического) оборудования, а также бронетехники и других систем вооружения, — плохо приспособлен для перевозки ступеней РН, разгонных блоков и других относительно легких, но габаритных изделий РКТ", — отмечено в презентации.
Всего с 2026 по 2034 г. ПАО "Ил" рассчитывает построить 16 самолетов нового типа. Шесть ВС предназначено для Минобороны РФ, шесть может быть поставлено коммерческим заказчикам через лизинговую компанию «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК). Еще четыре Ил-96-500Т предлагается произвести в интересах «Роскосмоса» и China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC) — российско-китайского совместного предприятия по созданию широкофюзеляжного авиалайнера CR929.
По оценкам авиастроителя, себестоимость опытного самолета, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, подготовку производства, а также испытания и сертификацию, составит 30,3 млрд руб. Серийный Ил-96-500Т при серии от пяти ВС будет стоить 12 млрд руб., период окупаемости при коммерческой эксплуатации займет от 10 до 12 лет; на реализацию проекта может уйти от 5 до 7 лет.
Как сообщили ТАСС в «Роскосмосе», госкорпорация заинтересована в начале производства и эксплуатации самолета Ил-96-500Т. Представитель ИФК в разговоре с ATO.ru не стал комментировать этот проект.
Источник, близкий к ОАК, рассказал ATO.ru, что проект самолета Ил-96-500Т разрабатывался в период, когда ПАО "Ил" руководил Алексей Рогозин, сын нынешнего главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина. При сегодняшнем руководстве "Ил" у проекта нет шансов быть реализованным, отметил источник.
В «Ил» на просьбу ATO.ru рассказать о перспективах реализации проекта Ил-96-500Т не ответили.